u_uka (u_uka) wrote,
u_uka
u_uka

Феномен шаманизма в среде котегов. Часть последняя.

Итак, основной вопрос, возникающий при наблюдении за подобным котегом – как же он докатился до жизни такой? Ведь когда-то он явно читал все новейшие разработки по специализации, задавал вопросы на тематических форумах, а на дне рождения тещи думал не о том, как бы слинять побыстрее, а о том, как бы оптимизировать запрос или сохранить клиентскую сессию при таймауте. Он рисовал алгоритмы на чистой стороне бухгалтерских отчетов, изводил вопросами коммерцию, предлагал заменить эксельную таблицу с маркетинговыми расчетами на комплект репортов. Но…

- Так! Мы тут с банком договор подписали! Если на нашем сайте клиент расплатится их карточкой, мы должны ему предложить 10% скидку! – это коммерческий директор дает котегу задание по изменению функциональности. - Ну и что, что вся сумма со скидкой рассчитывается перед оплатой! Придумай что-нибудь! Нет, мы сами должны проверить, действительная ли карточка! Ты че, офигел? Да не даст нам банк никаких списков, у них же секретность! Как месяц? Все уже подписано, в конце следующей недели должно работать! Выбора у тебя нет!

И так на живой системе растет омерзительный по виду и функциональности нарост, который по каким-то немыслимым параметрам типа первых четырех цифр или имени владельца пытается поймать оплаты именно той самой карточкой, потом возвращает клиента к окну оплаты и пересчитывает сумму, потом продолжает платеж… какая верификация карточки? Они ж сказали, что списков не дадут.

Коммерция в восторге – к концу следующей недели ОНО таки работает! Да, иногда пропускает платежи недействительными картами. Иногда выкидывает клиента к чертовой бабушке с середины платежа. Но все-таки – работает! Коммерция на цыпочках ходит вокруг и с благоговением смотрит на Гуру, Который Умеет Программировать.
А котег… ну да, сначала ему очень стыдно. Ни одному коллеге с тематического форума он бы ЭТО не показал. И за месяц правда было бы сделано лучше, чем за полторы недели. «Ай, будет время, переделаю, тем более теперь знаю, как надо», - утешает себя котег.

Но, как всем наверное уже стало ясно, времени не находится. Потому что…
- Так! Мы тут с одной компанией договор подписали, будем через наш сайт машины напрокат сдавать! Да знаю я, что мы торгуем макаронами на развес, а не машинами поштучно! Так им продавать и не надо, напрокат только. Ну, чтоб клиент зарегистрировался, ввел все свои данные… Я ж сказал – все! Ну имя там, фамилию, телефон… да-да, точно, персональный номер. И стаж вождения тоже вроде нужен. А подтверждение по СМС должно приходить. Времени? Ну ты ж знаешь – к концу следующей недели…

В конце следующей недели:
- Блин! На нас служба по охране персональных данных наехала! Убирай персональный номер из формы регистрации! Что значит – как идентифицировать клиента? Да по имени и фамилии! Ну и телефон можно добавить…
На системе понемногу появляется другой нарост. Который после нескольких модификаций начинает жить своей жизнью – иногда перегружает сервер, иногда захапывает всю доступную оперативку, а в удачные дни просто хрипло хохочет и шлет неприличные СМС по случайно отобранным номерам.

А котег уныло читает отзывы клиентов на различных тематических сайтах, с тоской просматривает догадки пользователей о кривизне рук разработчиков и предсказаниями будущего для них. Потому что ни один, самый вредный пользователь и не догадывается, что у Конторы вместо целого штата программеров сидит один несчастный взьерошенный котег, который и швец, и жнец, и на дуде игрец.

- Там в бухгалтерии принтер не печатает! Посмотри! Ну и что, что тонер! Да сам и заказывай, кто из нас компьютерист, ты или я! Я вообще не обязан знать, что такое тонер, мне надо, чтоб бухгалтерия счет распечатала!
- У меня монитор сломаааался…. Какой? Ну…это… квадратный он, черный…
- У нас система не работает! Я четвертый раз пароль ввожу, а меня не пускают! Чини!

Ну как тут не рявкнуть?

Как ни странно, после первого матерного ответа накал страстей в голосе пользователя резко спадает. После третьего – пользователь начинает стучаться, прежде чем войти. Переключение сетевого кабеля в другую розетку коллеги воспринимают как шаманское действие. Предложение «давай я твоему монитору драйвера переинсталю» - как заклинание вызова дракона.
Как правило, котег начинает хамить именно тогда, когда приближается к верхнему пределу своей компетенции. Про форумы и документацию уже забыто, да и интереснее анкету на сайте знакомств обновить или чужие почитать. Да, конечно, все сайты знакомств в Конторе закрыты. Но не для котега же, он же себе не враг…
На собрание по поводу новой части бизнеса тоже идти неинтересно, все равно эти идиоты ничего дельного не придумают. Ах да, надо ж поставить ограничение на картинки 640x480, а то какой-то кретин позавчера пытался загрузить 6 Мб, все и повисло нафиг. Вот и ладненько, а текст сообщения об ошибке потом придумаю... И лимит сессий надо бы сделать. Ну, скажем, 250. Остальные пусть хоть провалятся. Да, наверное, правильнее было бы в вебконфиг параметром, но синтаксиса не помню, так что давай сейчас прямо в код, а потом погуглю и поменяю…

Так проходит несколько лет. Система растет и развивается по своим законам, бухгалтерский принтер каждые два месяца уходит в глухой отказ, котеговская зарплата регулярно повышается, а компетенция неуклонно катится под откос. Пока наконец…
Зря котег не ходит на собрания, ой зря. Как раз на последнем был представлен отчет маркетинга о том, что посещаемость ниже плинтуса, все конкуренты далеко впереди, дурацкий лимит сессий не дает организовать пиковых продаж, целый штат операторов тратит все свое рабочее время только на то, чтоб запихнуть-таки картинку на сайт, клиенты жалуются, имидж валяется где-то в пыли и вообще имя Конторы понемногу становится синонимом лузера.

После того, как эта информация проест-таки дыру в мозгу генерального директора, на Самом Высшем Уровне будет принято Решение: нам нужна новая Система. Ибо старая никуда не годится.

Вскоре в конторе появятся мальчики в костюмчиках, которые будут доставать глупыми вопросами и коммерцию, и бухгалтерию, и маркетинг. Только к котегу пока никто не полезет. Правда, прикажут ему сделать полный доступ к администрированию Системы еще двум каким-то хмырям. Котег сделает, че уж там. Он вообще за эти годы разъелся, разленился, завел себе черный лексус вместо велосипеда, в рабочее время раскурочивает свой новый айфон или шарится по сайтам знакомств. И только через полгода котег узнает, что вот те самые везде шныряющие хмыри в костюмчиках – это внедренцы Большой и Готовой Системы, которая уже куплена и будет модифицирована под Контору. И будет она работать вместо той самой, котеговской. А котег….

Нет-нет, его никто не увольняет. К тому же, мальчикам надо будет кучу всего передать. Зарплату да, урежут – ну понимаешь, время сейчас не особо хорошее, да и инвестиций в последнее время немало было сделано… Тебе дано полгода на передачу, а потом… ну, придумай сам, чем потом будешь заниматься в нашей Конторе. Вот, принтер в бухгалтерии надо наконец-то наладить…
Так умирают цивилизации. Уже отключен и модуль опознавания странных карточек, и давно неиспользуемый модуль проката машин, модуль рассылки СМС сам собой успокоился и перестал дурить, но участь собратьев постигла и его. Мальчики в костюмчиках предельно корректны, слушают объяснения и записывают, но котег спиной чувствует их насмешливые взгляды и понимает – ОНИ ЗНАЮТ. Они видели код. И – о ужас! – они его ПОНЯЛИ! Котег начинает понимать, почему самураи предпочитали смерть позору. Полгода. Всего полгода. Целых полгода.

И котег с тоской смотрит в закат, на фоне которого перед его глазами неотвратимо встает призрак разбитого корыта.
Tags: котеги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments